РАЗМЫЩЛЕНИЯ
Не являеться каноном, просто интересное чтиво
1.
Итак, начнём с цитаты из “Валаквэнты“.
Among those of his servants that have names the greatest was that spirit whom the Eldar called Sauron, or Gorthaur the Cruel.
Среди тех его (Мелькора) слуг, что носили имена, величайшим был тот дух, кого эльдары называли Саурон или Гортхаур Жестокий.
А вот несколько более подробная цитата из “О кольцах власти…“
Of old there was Sauron the Maia, whom the Sindar in Beleriand named Gorthaur. In the beginning of Arda Melkor seduced him to his allegiance, and he became the greatest and most trusted of the servants of the Enemy, and the most perilous, for he could assume many forms, and for long if he willed he could still appear noble and beautiful, so as to deceive all but the most wary.
Был в старину майар Саурон, которого синдары в Белерианде называли Гортхауром. В началое Арды Мелькор совратил его себе на службу, и тот стал величайшим и довереннейшим из слуг Врага, и также опаснейшим, ибо мог принимать многие формы, и долгое время мог, если хотел, представать благородным и прекрасным, обманывая всех, кроме самых бдительных.
Вроде бы всё ясно и понятно. Был совершенно конкретный и определённый майар, слуга Мелькора, которого нолдоры звали Сауроном, а синдары Гортхауром.
Но так ли уж определённый?
'Nay!' said Legolas. 'Sauron does not use the Elf-runes.'
'Neither does he use his right name, nor permit it to be spelt or spoken,' said Aragorn
“Нет!“ – сказал Леголас. “Саурон не пользуется эльфийскими рунами.“
“И правильного своего имени он тоже не использует. Ни писать, ни произносить его не позволяет“ – сказал Арагорн.
Заметим, что Арагорн говорит “right” – правильное, подходящее имя, а не “true” – настоящее, истинное. Арагорн, в отличие от переводчиков “ВК“ на русский, знает, что “Саурон“ – не имя вовсе, а прозвище, означающее примерно этак “Поганец“. Чего тут удивительного? Ясен энт, никто по доброй воле Поганцем подписываться не станет. Издевается Арагорн.
Конкретный и определённый Саурон тает на глазах. Мы имеем майара, слугу Мелькора, которого нолдоры зовут Поганцем, а синдары – Паршивцем, иногда прибавляя к этому эпитет “Жестокий“.
Другие имена – Тху и Гортху – тоже не внушают особого доверия. В одном слишком явно слышится звукоподражание плевку, а в другом – плевку с отхаркиванием. То есть, Поганца-Паршивца именуют ещё Тьфу и Харк-тьфу, то есть банально плюются вместо того, чтобы упомянуть его.
А теперь предположим, что в текст “Валаквэнты“ в том виде, в котором он дошёл до нас, вкралась досадная ошибка, и изначально он гласил что-то вроде:
Среди тех его (Мелькора) слуг, что носили имена, величайшими были такие духи, которых эльдары называли “поганец“ или “злобный паршивец“.
Соответственно, вторая цитата принимает следующий вид:
В старину майаром-Поганцем (а у белериандских синдаров майаром-Паршивцем) назывался майар, которого в началое Арды Мелькор совратил себе на службу, и тот стал величайшим и довереннейшим из слуг Врага (читай – вошёл в число величайших и довереннейших слуг), и также опаснейшим, ибо мог (читай – майары, так называвшиеся, порою могли) принимать многие формы, и долгое время мог, если хотел, представать благородным и прекрасным, обманывая всех, кроме самых бдительных.
Многое встаёт на свои места, в частности, то, почему согласно “Валаквэнте“ Мелькору, с одной стороны, служит множество майаров (помимо балрогов), а с другой стороны, в “Сильмариллионе“ никто из этих майаров, кроме Саурона, не фигурирует. Фигурируют. Но все называются “Саурон“. В отличие от Фоменковских разных королей, которые все один король, феномен объединения нескольких исторических фигур в одного персонажа широко известен и изучен.
Таким образом, комендант Ангбанда; волшебник с Тол-ин-Гаурота; каратель, расколовший Горлима; Аннатар; Зигур, и Некромант - совершенно необязательно являются одним и тем же Сауроном. Тем более, что про Тол-ин-Гауротского Колдуна, например, сказано, что он “в облике вампира улетел в Таур-ну-Фуин и жил там, наполняя окрестности ужасом“. Про то, сколько он там жил, нигде не написано и о его оттуда возвращении ничего не сказано.
2.
Зигур и Аннатар, скорее всего, один и тот же Саурон – больно уж методы схожи. А вот дальше начинается совсем интересно.
Известно, что на момент конца Третьей Эпохи у нас имеется Глаз Саурона и Рука Саурона (о четырёх пальцах). Больше ни о каких частях тела Саурона речи не ведётся.
Стойте! Ведётся. Есть ещё Рот Саурона, и это вовсе не рот как отверстие для приёма пищи, а Чёрный нуменорец, который работает в Мордоре глашатаем/дипломатом.
Интересно, а почему это Рот Саурона – человек, а, допустим, Глаз Саурона – нет? Предположим, что и Глаз, и Руки Саурона – тоже люди.
Руки Саурона. Девять пальцев. Кандидатуры имеются - Назгулы-Кольценосцы, числом девять штук. «Носитель кольца» - вполне себе приемлемый кеннинг для слова «палец».
Ага... тогда что же отрубил Исилдур на склоне Ородруина? Скорее всего – просто сразил главного из тогдашних назгулов, предводителя Рук, владевшего Главным Кольцом. И «Саурон», с которым сражались Элендил, Гил-Галад и прочие, был вовсе не вышедшим в одиночку на пятерых поединщиком, а группой мордорских военачальников, пришедших сразиться с группой военачальников эриадорских. Известно, что в этой схватке погиб один из пальцев Саурона и его тело. Дух же его (главный идеолог?) бежал – вероятно, вместе с девятью кольцами, и долго пребывал в бестелесности (не набирал нового мордорского командования).
Новый Саурон собирается ближе к концу Третьей Эпохи, и, по моему предположению, состоит уже целиком из людей, чёрных нуменорцев. Око Саурона – это тот из них, кто смотрит в палантир. Что-то мне не верится, что Арагорн смог бы так запросто сравниться силой духа с майаром и вырвать палантир из-под его влияния. По другую сторону палантира находился нуменорский маг, с которым Королю удалось справиться.
Этим предположением объясняется, к примеру, странное противоречие с назгульскими кольцами в «Охоте за Кольцом» и «Властелине Колец» (в одном месте говорится о том, что кольца хранит Саурон, в другом – что кольца хранят Девятеро.) Также объясняется известное разгильдяйство, проявленное Сауроном в отношении Ородруина: подмеченный профессором Вираде факт того, что Саурон не мог не знать, что эльфы и Верные хотели расплавить Кольцо, теряет изрядную долю своего значения, если счесть, что Саурон – это мордорское правительство, бОльшая часть которого не помнит первых войн Кольца, и сам создатель Колец уже давно как погиб вместе с Нуменором.